Часовой пояс: UTC + 6 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2009, 14:22 
 
Аватара пользователя

Администратор

Зарегистрирован: 10 окт 2009, 19:39
Сообщения: 2995
Откуда: Кемерово
Благодарил (а): 49 раз.
Поблагодарили: 47 раз.
Город: Кемерово
Ваше имя: Аркадий
День рождения: 16.11.1970
Мышечные и вестибулярные восприятия за рулем.

Большинство специалистов рассматривают водителя как главное звено в системе ВОДИТЕЛЬ-АВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА-СРЕДА. Все компоненты этой системы имеют прочную связь. Так, автомобиль стоит колесами на дороге, окружающие его условия являются той средой, где происходит движение. Контакт водителя с автомобилем обеспечивается прежде всего его рабочей позой. Сегодня, когда не успеваешь удивляться результатам научно-технического прогресса в автомобилестроении (использование компьютеров и спутниковой связи, самонастройка технических систем и др.), следует отметить, что некоторые неавтоматизированные и вместе с тем важнейшие компоненты безопасности движения ничем заменить нельзя, например профессионализм управления и его свойство — контакт с автомобилем.

Главным признаком чувствительности является «мышечное чувство». Мышцы, связки, суставные сумки насы-щены проприорецепторами — тысячами чувствительных нервных элементов. Чем больше контакт водителя с сиденьем, рук — с рулевым колесом, ног — с педалями управления, тем больше информации он имеет об автомобиле.

Это особенно важно в ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости. Мышечные и вестибулярные восприятия сливаются во времени с последующими действиями по управлению. Благодаря феномену «мышечной памяти» автоматизм действий обеспечивает высокие скорости этих процессов.

Однако хорошо развитые «чувства» не являются подарком природы и не присущи человеку от рождения. Они приобретаются многолетней тренировкой и экспериментальным путем. Если новичок не способен ощутить возникновение заноса и реагирует на него с большим опозданием, то этому не следует удивляться. Более 200 повторений этой ситуации нужно пережить, чтобы сформировать «чувство» потери устойчивости автомобиля, притом достаточно грубое. Водитель высшей квалификации способен не только почувствовать занос, но и четко спрогнозировать момент его возникновения, амплитуду и последствия. Для формирования такого уровня чувств в тренировочном процессе бывает недостаточно и 5000 повторений. Водитель, который редко встречается в повседневной работе с заносом, может постепенно утратить «чувство» потери устойчивости автомобиля и испытывать трудности в простейшей ситуации. А для безопасного движения особенно важны немедленные фиксация и оценка ощущения начального момента потери устойчивости и управляемости, заноса, непроизвольного вращения автомобиля, особенно на скользкой дороге, где требуются экстренные предупредительные маневры по управлению транспортным средством.

Эти ощущения воспринимаются вестибулярным аппаратом. Очень тонкие «чувства» необходимы и при управлении автомобилем для ликвидации заноса. Если новичок всегда пытается тотчас выровнять автомобиль, то мастер во многих ситуациях может использовать управляемый занос для противодействия центробежной силе при повороте на скользкой дороге. Очень важно различить грань критического заноса, после которой начинается неуправляемое вращение автомобиля. При заносе большой амплитуды многие водители подаются вперед, чтобы приложить максимальную силу к рулевому колесу для его вращения, но этого делать нельзя. Наоборот, нужно заставить себя прижаться к спинке сиденья, чтобы продолжать получать информацию от автомобиля и не слишком напрягать мышцы рук. На легковых автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, можно использовать ремни не только по прямому назначению, но и для дополнительной информации об интенсивности торможения и вращающих моментах. Единственным условием для этого служит индивидуальная подгонка ремня и устранение слабины. Положение рук на рулевом колесе существенно влияет на эффективность контроля управляемых колес. При правильном положении кисти рук более тонко ощущают реакцию дороги (коэффициент сцепления, неровности, крутизну поворота), рысканье и увод автомобиля с траектории движения. Мышцы предплечий, плеч и спины способны «запоминать» движения рук, и эта «мышечная память» необходима, чтобы водитель мог постоянно контролировать положение управляемых колес. Они закрыты крыльями автомобиля, что исключает прямой контроль с помощью зрения. Поводом для многих аварий в критических ситуациях служат неверные действия водителя именно из-за того, что он не представляет в данный момент, в какую сторону и на какой угол повернуты колеса.

Обычно на скользкой дороге водитель, не обладающий «мышечной памятью», определяет положение колес только по результату маневра, когда время для экстренных действий уже потеряно. Даже в элементарных ситуациях, например когда водитель пытается выехать задним ходом из сугроба, повернутые колеса затормаживают переднюю часть автомобиля, а излишнее нажатие на педаль газа приводит к пробуксовке задних колес и исключению возможности самостоятельного выезда.

Четкий контроль положения передних колес чрезвычайно актуален при входе в поворот на повышенной скорости. Излишний угол поворота приводит к потере управляемости и скольжению повернутых колес. Такая ситуация влечет аварию на дуге поворота или на выходе из него. Даже при движении по прямой «мышечная память» рук очень важна для удержания автомобиля на траектории прямолинейного движения. Рысканье автомобиля связано с люфтами рулевого механизма и передней подвески. Опытный водитель может ощущать минимальные отклонения рулевого колеса и своевременно корректировать положение автомобиля. На высокой скорости движения некоторые водители удерживает рулевое колесо, располагая большие пальцы вдоль обода рулевого колеса (так называемый неполный хват). Подушечка первых фаланг большого пальца имеет очень высокую чувствительность и позволяет ощущать минимальные отклонения руля. Движение на максимальной скорости или на очень скользкой дороге, когда даже небольшая ошибка чревата серьезными последствиями, напоминает движение «по острию ножа».

К наиболее тонким «чувствам автомобиля» следует отнести ощущения, связанные с перераспределением массы по осям и колесам. Водители высшей квалификации имеют в арсенале своего мастерства приемы управления, позволяющие искусственно загружать одно или оба передних колеса, а также боковые колеса автомобиля. Эти приемы необходимы для преодоления неровностей и движения на поворотах малого радиуса на повышенных скоростях. Загрузка колес осуществляется резким торможением, нажатием педали газа и поворотом рулевого колеса на угол менее 180°. Резкое торможение как способ замедления чрезвычайно опасен из-за возможного блокирования передних колес, но очень эффективен перед преодолением бугра, ямы или других неровностей, так как позволяет сжать элементы передней подвески, а затем использовать ответную реакцию и полный ход подвески.

Ощущение при выполнении таких приемов водитель воспринимает от тормозной педали или от рук, корпуса, мышц шеи и органов равновесия, на которые воздействуют инерционные силы, связанные с интенсивным замедлением автомобиля. Если у водителя хорошо развиты восприятия этих ощущений, он способен определить начало блокирования колес и принять необходимые меры по его прекращению. Показателем наивысших профессиональных чувств водителя является способность предвидеть критическую ситуацию. Некоторые называют эти чувства интуицией. Не отвергая этого, следует, однако, отметить, что в основе прогноза-предвидения лежат способности к анализу ситуации по прямым и косвенным признакам. Базой для такого анализа является информация органов чувств человека и его возможности воспринимать не только собственные ощущения, но и информацию от дороги, автомобиля, внешних условий движения. Не случайно современный подход предполагает рассматривать все процессы управления автомобилем в системе В—А—Д—С. Водитель может только тогда считать себя профессионалом, когда между ним и всей системой существует гармония.

Многие водители ухудшают возможности «чувства автомобиля», используя различные подкладки на сиденье, а также одежду и обувь, препятствующие полноценному восприятию состояния автомобиля и дороги. Часто рабочая поза больше соответствует отдыху, нежели готовности к экстренным действиям. Это наклон вперед и потеря контакта со спинкой сиденья, наклон в сторону с облокачива-нием о проем окна, повороты на сиденье и др. Хотя внешне эти ошибки незначительны, но их последствия могут оказаться очень серьезными. Чем больше контакт водителя с сиденьем, тем больше мышц участвует в обеспечении «чувства автомобиля». Недаром водители говорят, что они чувствуют автомобиль своим телом.

http://krasimavto.ru/interesnie_statyi/

_________________
Best WISHes, wheels down, bro!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2009, 20:40 
 
Аватара пользователя

Опытный вишевод

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41
Сообщения: 349
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Город: Ачинск
Ваше имя: Александр
Еле одолел, написано верно, многие ездят не смотря на дорогу вовсе и ещё умудряются на ходу SMS писать. Сам пробовал от безвыходности, но за городом.
Тебе такое наваять помогла муза которая рядом на аватаре? :)
Забыл зачем это писал-чтоб + поставить за всю справочную информацию представленную на сайте. Труд действительно огромный.

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Что за кнопка слева под рулём!?

в форуме Справочная информация

kirillec

2

956

25 окт 2023, 22:41

AnatolyChe Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Пьянь за рулем....

[ На страницу: 1, 2 ]

в форуме Гараж

Шнапс

29

2812

21 апр 2014, 13:02

DEPESHE Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Посадка за рулем

[ На страницу: 1, 2 ]

в форуме Гараж

sh1za

28

4291

06 май 2020, 07:11

Шнапс Перейти к последнему сообщению


Часовой пояс: UTC + 6 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Яндекс.Метрика



Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB