Вы собираетесь утеплить салон своей машины и заодно избавиться от скрипов и шумов? И, наверное, уже прочли материалы, размещенные в нашем пособии (этот и этот) На сей раз отчёт по шумоизоляции салона подготовил Jiga. Он являясь меломаном, тоже считает, что лучше слушать музыку, чем внешний шум и скрипы.
Составитель надеется, Вы подчерпнёте для себя много полезного

При редактировании максимально сохранена лексика автора.

Шумо- теплоизоляция салона

Попробую вновь поднять тему и заодно написать краткий отчет о тотальной шумоизоляции приобретенного Виша.
Использованные материалы и их назначение (без обширной терминологии)
  1. Сплен (изолон) - вспененый полиэтилен с клеевым слоем, пористый материал с закрытыми порами - типичная шумоизоляция для устранения высокочастотных шумов. Скрипит при трении. Клется как правило поверх виброизоляции. 4 мм.
  2. Виброизоляция VM-3 - материал на основе производных битума и всяческих мастик, клеится для смещения резонанса в низкочастотный диапазон. Грубо говоря не дает резонировать большим поверхностям. 3 мм.
  3. Битопласт -пропитанный битумом поролон с клеевым слоем - шумоизоляция. Хорошо сжимается, не скрипит. Почти не гниет, но воду немного впитывает - основное назначение шумка внутренних сторон пластиковых облицовок салона. 5 мм.
  4. Викар ЛТ (и). Самоклеящийся листовой материал размером 1000*600мм. Состоит из мастичного слоя на каучуковой основе и вспененного полиэтилена Совмещает достоинства вибры и шумки. Типа СПЛЭН. 5 мм.
  5. Маделин. Противоскрипный материал. Нетканое полотно с клеевым слоем. Отлично подходит для устранения скрипов в швах.

Итак задача: комплексно подойти к шумке и проклеить салон по полной.
Прежде чем Вы начнёте эту работу, продумайте необходимость прокладки проводов. После оклейки это может стать проблематично. Я проложил провода внутренней подсветки и видеокамер (обгона и заднего хода), но это материал других отчетов.
У меня ушло:

Материал Количество Хочу посоветовать перед началом работ запастись клипсами. Я сломал 3 штуки.
Их каталожный номер 90467-10161.
Вибра VM-3 3,5мм20 листов
Вибра VM-эко3
(или STP Бимаст супер) 4,5 мм
6 листов
Изолон 4мм2 погонных метра
Викар ЛТ(и)5 мм 10 листов
Битопласт 5 мм2 листа
Маделин1 лист


Конечно, работы много. И, прежде чем Вы возьметесь за неё, советую запастись терпением и временем. Но зато результат...

При подготовительных работах рекомендую глянуть ссылку.

Как и все Тойоты, Виш рабирается просто и понятно. Поэтому ничего нового не скажу про снятие потолка. Единственное, на что хочу обратить внимание, крючки, в которые защелкиваются солнцезащитные козырьки, снимаются после их поворота на четверть. Ручки на потолке крепятся на защелках. Чтобы их снять, необходимо аккуратно вытащить декоративные заглушки ручек и дальше все понятно. Больше ничего нового.
Салон весь разобрал, снял обшиву потолка и, обезжирив, наклеил первый слой VM.
Так как на улице не лето, материал надо греть промышленным феном перед приклейкой. Прикатывать плоские поверхности лучше валиком. Например фотографическим (кто помнит что такие были).
Уклеивать каждый миллиметр свободного металла конечно не нужно, но доступные повехности укрыть необходимо.
Далее обезжириваем вибру и клеим поверх нее изолон. Предварительно его можно подогреть легкими взмахами пистолета (потренироваться). Стоит помнить, что оторвать и переклеить его нереально, поэтому попадаем с первого раза.
В местах сильного перегиба изолон со временем отклеивается, поэтому его можно прорезать снаружи по месту ножом, чтоб снять внутреннее напряжение материала в месте перегиба. Поэтому я стараюсь не клеить вокруг ребер жесткости - будут полости для образования конденсата

!!!! Боковые ребра крыши я обклеил Битопластом 4 мм и сверху, с натягом, посадил пластиковые накладки. Лучше наклеить там маделин, так как потом трудно вставала крыша.

Переклеиваем для удобства проводку с обшивки на потолок и возвращаем обшивку потолка на место.
Штатную шумку я оставил - не помешает.
Все делал в одиночку - вполне реально.

Далее переходим к багажнику.
Протираем, обезжириваем, примеряем, отрезаем, нагреваем и клеим первый слой.
Здесь лучше использовать материал Эко3 от VM или Бимаст Супер от STP так они толще и массивнее, а поверхности очень большие и звонкие.
Бимаст реально лучше липнет после нагрева, но он значительно дороже. И у меня его не было под рукой.
Куски вырезал не большие и не маленькие. Дело в том, что большими листами работать просто неудобно. Их трудно просунуть в технологические отверстия и, тем более, равномерно нагреть перед этим. Совсем мельчить тоже не надо, нам ведь еще сверху клеить второй - третий слой.
Остатки и обрезки наклеивам куда достанет рука. Необходимо сразу внимательно осмотреть фронт работ и решить какие технологические отверстия заклеиваем, а какие оставляем.
Вторым слоем клеил Викар. Достоинство этого материала в комбинировании вибры и шумки. Тоже подогревал перед укладкой.
Посадочное место домкрата и балонника тоже подврглось доработке виброй и маделином.
Теперь можно переходить на правую сторону, где все значительно проще из-за огромного технологического отверстия и отсутствия препятствий в виде горловины бензобака.
Клеим первый слой.
Клеим второй слой. Здесь можно использовать куски побольше.
Надо не забыть наклеить по два слоя на колесную арку со стороны пассажиров.
В принципе, огромное технологическое окно справа можно заклеить виброй. Кинуть поперек пару-тройку железных полос и сверху закатать виброй. У меня там будет стоять саббуфер-стелс, поэтому окно осталось.
Переходим к полу.
Здесь можно уложить только один слой вибры, иначе не встанут кресла третьего ряда и ящик багажника. Важно сохранить сливные отверстия на полу и вовремя прорезать отверстия под болты кресел и ящика. В принципе, пол в Више- страшный резонатор. Но его усиливают седла тертьего ряда - добавляя жесткости. Лучше использовать STP Бимаст Супер. Его реально легче уложить в ребра на полу. С VM я делал это дольше и мучительнее.
Cверху, по посадочной форме седел, можно приклеить Изолон не более 4-5 мм. и только под креслами. Для себя я клеить не стал т.к. вместо третего ряда кресел будет стоять короб с усилителями для музыки.
Переходим к обшивкам.
Наклеиваем вибру между ребер жесткости. Обезжириваем обязательно!
Сверху наклеиваем Битопласт 5 мм и возвращаем на место родную "шумку". В принципе ее можно выкинуть т.к. потом обшивки приходится долго "уговаривать" встать на место. Я провел эксперимент и смог "уговорить" с трудом. Здесь показан один фрагмент обшивки. Зашумить надо всю - процесс очень долгий, но нужный.
Общий вид обработанной обшивки. Потяжелела раза в два, но стала более жесткой и на простукивание отвещает приятным глухим звуком.
Поскольку японцы в этой машине сэкономили на всем что можно и нельзя, приходится часть работы делать за производителя. В частности поставить противоскрипные прокладки под все клипсы. Их отсутствие подорвало во мне веру в качество японских машин.
Отрезаем от маделина полоску, берем пробойник и вырубаем прокладки под клипсы. Наклеиваем на ВСЕ посадочные места, обращая внимание на то, чтобы центральное отверстие прокладки было чуть больше отверстия в металле. Иначе клипса может выскальзывать.

  1. Далее наклеиваем Викар - Гермаст кусочками под обшивки стоек.
  2. Оклеиваем ВСЕ места сочленений пластмассы и возможные места скрипов полосками маделина. Главное, чтоб он из щелей не торчал

Далее разбираем пятую дверь. Её лучше зашумить после установки камеры заднего хода и прокладки проводов.
Я поторопился и потом героически преодолевал собственные косяки.
Начинаем с верхней светлой планки над стеклом. Потом снимаем планки боковые. И наконец, саму обшивку двери.

Обшивку шумим только Битопластом и родной шумкой. Утяжелять дверь особо нельзя т.к. ее перестанут держать родные аммортизаторы. Родную шумку удобно приклеивать термоклеем из пистолета.

После проверки работоспособности камеры - шумим саму дверь. Как я уже говорил, я опрометчиво сделал это до. Пришлось резать шумку во многих местах.
Шумим только легкими материалами типа Викара и сверху Изолоном. Потом заклеиваем битопластом все технологические окна.

После этого можно собирать багажник. Уговариваем встать на место все обшивки, седла, ящики. Попутно шумим обшивки средних стоек и металл под ними. Места там немного и шумки много не положишь. Сочленения пластика проходим Маделином.
Снимаем верхнюю накладку торпедо. Технология описана здесь.
Снимаем воздуховоды. Клеим сначала вибру,
потом битопласт.
Воздуховоды обклеиваем битопластом и возвращаем на место.
Все возможные места скрипов обклеиваем маделином. Особенно стык панели со стеклом. Там прямо на металл кузова полоску маделина удобно наклеить. Обклеиваем все что надо и не надо маделином, собираем.
Попутно можно поставить сигнализацию что и было сделано.
Переходим под капот. Отдираем штатные клипсы утеплителя.
Если очень аккуратно то половину клипс можно спасти.
Но лучше сразу купить новые :90467-09006 (тип А) и 90467-09050 (тип В).
Вырезаем пазлы по форме окон капота и клеим самую толстую вибру Бимаст супер.Его наклеил, чтоб капот не резонировал,не бренчал и, соответственно, не шумел
Сверху клеим 10 мм утеплитель с фольгой.
Подойдет любой материал средней плотности с фольгой и липким слоем.Это уже для гашения высокочастотных шумов и, большей частью, для утепления капота. Ведь фольга отражает тепло обратно под капот,да и слой 10 мм. пены отличный теплоизолятор.

За три вечера удалось сделать водительскую дверь. Основная задача - зашумить дверь и приготовить ее для установки приличных мидбасов. Для этого необходимо создать им оформление Free Air или бесконечный экран. Практически все автомобильные мидбасы как раз для этого оформления и созданы. Для этого мы должны на поверхности, на которой стоит динамик, заклеить все отверстия и сделать ее жесткой.


Снимем обшивку двери (см. сюда). Отдираем целлофан, бережно собираем герметик (классная штука - еще пригодится). Высверливаем заклепки динамика и вытаскиваем его. Весь пенопласт, который японцы поместили на дверь и на обшивку - удалить.
Протираем ацетоном внутренности двери. Размечаем рулеткой вибру (Очень рекомендую самую толстую использовать: VM - Эко3 или STP Бимаст супер).
Нарезаем, нагреваем и с матерками заносим внутрь двери. Главное здесь- хорошо разгладить, прикатать. Усилители двери я никогда не закатываю, чтоб под виброй не оставалось полостей где будет скапливаться конденсат. Может это просто мое предубеждение?

Первый слой толстой вибры протираем ацетончиком и наклеиваем Викар-Гермаст 5 мм. (как я уже говорил, изолон со слоем герметика - типа два в одном - вибра и шумка)
Попутно раскатываем колбаской японческий герметик и укладываем его вокруг самого большого техноголического окна на двери. Обезжириваем второй слой шумки и наклеиваем третий - изолон 5 мм.
Все материалы надо прогревать - особенно вибру. Это отнимает кучу времени, но при этом она ложится хорошо и прилипает как надо. Летом работать удобнее - бросил на солнышко и пока делаешь, она греется. А сейчас в гараже уже -5 и дверь надо греть и сушить. Я направляю на нее тепловентилятор
Теперь берем боковую крышку от компа (списанные компы - источник неплохого железа) и по шаблону вырезаем из нее заглушку на технологическое окно двери с запасом 8-10 мм.
Наклеиваем на внутренню сторону кусок Викара.
Присверливаем заглушку по месту саморезами.

Далее отстегиваем жгуты и клеим вибру VM-3 3 мм. поверх всего железа. Прорезаем отверстия под клипсы проводки и обшивки. Собираем. Динамик прикрутить можно саморезами. Далее хорошо бы обклеить обшивку двери виброй и сверху Битопластом, как это сделано с обшивками багажника. Но... если не предполагается ставить хорошую акустику, этого можно не делать и просто собрать дверь обратно. Можно наклеить только битопласт.
Я ничего с обшивкой делать пока не стал и динамик (штатный)поставил пока на саморезы назад, т.к. весной обшивка вся будет разбираться и перетягиваться автомобильным винилом или кожей или еще чем. Ну и под новые динамики надо будет ставить проставки из фанеры... короче там еще до фига работы, а ведь есть еще три двери.

Пока все...
Хочется верить, что мой отчёт поможет Вам.


Назад к оглавлению